Главная       Дисклуб     Что нового?         Наверх  

 

7 апреля 2017 года в Конференц-зале Минсельхоза России состоялось заседание итоговой Коллегии Минсельхоза России по вопросу «Об итогах реализации в 2016 году госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012–2020 годы» под председательством министра сельского хозяйства Российской Федерации А.Н. Ткачева.

В мероприятии приняли участие Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев, заместитель Председателя Правительства А.В. Дворкович, министр промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантуров, заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета ГД ФС РФ по аграрным вопросам академик РАН В.И. Кашин, представители Счетной палаты Российской Федерации, главы большинства субъектов Российской Федерации, региональных органов управления АПК, отраслевых союзов и ассоциаций, а также представители научного и экспертного сообщества.

 

О КРЕСТЬЯНСТВЕ ЗАМОЛВИМ СЛОВО

 

Мы все испытываем удовлетворение и радость за те результаты, которые получили наши крестьяне в 2016 году, и особенно в отрасли растениеводства. Всем спасибо за этот прекрасный результат и за этот большой труд.

 

 

 

Если говорить о вкладе Государственной Думы, то он должен определяться в первую очередь законодательным обеспечением развития сельского хозяйства.

И в этой связи, исходя из работы Государственной Думы уже седьмого созыва, следует отметить следующее.

Мы рассмотрели за этот небольшой период на парламентских слушаниях несколько серьезных вопросов, которые могли бы содействовать развитию нашей деревни, в целом развитию сельского хозяйства.

Это вопросы, связанные с использованием земельных ресурсов как основного стратегического ресурса нашей страны.

Известно, что около 40 млн га земель сельхозназначения, а по данным Счетной палаты – еще больше, сегодня не используется по целевому назначению в системе севооборота. Это огромный ресурс, который, исходя из средней урожайности, может быть оценен в 100 млн тонн в зерновом эквиваленте. А это и молоко, и мясо, и многие другие виды сельскохозяйственной продукции.

Одновременно с сокращением площади пашни у нас протекают процессы и деградации почвенного плодородия.

В этой связи чем быстрее мы задействуем программу введения в оборот заброшенных земель, тем больше у нас будет возможностей обеспечить продовольственную безопасность государства. Но для этого нужна самостоятельная федеральная целевая программа с достойным уровнем финансирования. Ведь работа по введению в оборот всех заброшенных земель сопоставима с той работой, которая проводилась в свое время по поднятию целины. И по затратам, и по объему это задача государственной важности.

Второе, о чем также хотелось сегодня сказать и о чем мы также говорили на парламентских слушаниях, – это вопрос доходности сельского хозяйства.

Но для этого опять-таки нужны дополнительные средства, и инвестиционные, и короткие кредиты, и погектарная поддержка, и поддержка на литр молока. Это всё то, что в рамках текущего бюджета мы были вынуждены перераспределять.

Вопрос выделения дополнительных средств на обеспечение краткосрочных и инвестиционных кредитов для целей проведения весенних полевых работ был мной поставлен в Открытом письме к Президенту Российской Федерации.

 

В целом проблема финансового обеспечения АПК в Комитете стоит на особом контроле. И нашу жесткую позицию мы будем отстаивать, как в рамках работы с бюджетными корректировками, так и в рамках подготовки закона о бюджете на очередной год и плановый период.

Но внимание сегодня следует обратить также и на другое.

 

 

 

Мы провели анализ, куда же уходят деньги в том же растениеводстве.

Посмотрите – пшеница 3-го класса стоит 8,8 руб./кг. Из нее сделали муку – уже стоит 16 рублей. Из нее сделали хлеб – 48 рублей, а продают за 67 рублей за килограмм. По макаронным изделиям – то же самое. Получается что только торговая наценка выше в 2,5 раза, чем оценен труд крестьян при возделывании зерна. Аналогичная структура розничной цены сегодня и у молочной, и у мясной, и у другой сельскохозяйственной продукции.

В этой связи Закон о торговле уже давно стучится в дверь. Новая редакция закона уже готова. Сегодня здесь присутствуют академики РАН, которые участвовали вместе со мной в ее подготовке. Конечно, его трудно пробить, поскольку торговое лобби в России довольно-таки серьезное. Но если решить эту проблему на законодательном уровне, то нам гораздо меньше денег понадобится выделять из бюджетной системы.

 Ведь посмотрите, к примеру, по животноводству. Если убрать дотации, то отрасль уходит в убыток. А если при этом низкую заработную плату в отрасли вывести на уровень средней по экономике, то село вовсе рухнет.

Всё это подтверждается примерами. Посмотрите – Совхоз имени Ленина, или Совхоз «Звениговский», на 13 млрд производит продукции, кредиты не берет, 1 млрд рублей платит налогов и получает при этом всего 1,7 млн рублей дотаций.

 

 

 

Но они сами и перерабатывают, и торгуют, и при этом демонстрируют высочайший уровень социальной ответственности – уровень зарплат на предприятиях в два раза выше, чем в среднем по экономике, работники обеспечиваются жильем, медицинским обслуживанием и широкими льготами. Предприятия строят лучшие по европейским меркам детские сады, объекты социального, культурного и бытового назначения, развивают агротуризм.

Значит, денег хватает, если в розничной цене на продукцию их справедливо распределить между торговлей, переработкой и крестьянами. Более того, это будет способствовать развитию глубокой переработки сельхозпродукции и внутреннего рынка продовольствия.

И еще хотелось бы обратить сегодня внимание на социальную сферу нашего многострадального села.

 

 

 

 

Нужно возродить Федеральную программу социального развития села. Используемое сегодня понятие «устойчивость сельских территорий» слишком общее. Отстраивая в год всего 130 фельдшерско-акушерских пунктов на всю Россию, притом что тысячами их ликвидировали, как и дома культуры, и многие другие объекты социальной инфраструктуры, мы проблему не решим за многие годы. А у нас еще в более чем 90 тыс. деревень нет газа, в 43 тыс. деревень нет телефонной связи, повсеместно усугубляется ситуация с дорогами, детскими садами, школами, объектами торговли, жильем, водоснабжением и т.д. Поэтому у нас и деревень становится всё меньше и меньше.

Но ведь деревня – это не только производитель продовольствия. Деревня – это берегиня нашей большой территории, ее скрепы.

Комитет совместно с Министерством сельского хозяйства, регионами, научным сообществом, отраслевыми союзами и ассоциациями, а также общественными организациями активно работает над портфелем законопроектов, выстраивает тесный конструктивный диалог. И мы видим в этом сотрудничестве большой потенциал, возможность оперативного принятия ключевых законодательных решений, и в первую очередь – в областях племенного животноводства, ветеринарии, семеноводства и питомниководства, охраны почв и мелиорации, качества сельхозпродукции, потребительской и производственной кооперации, регулирования интервенций, сельскохозяйственного страхования и так далее.

 Все эти законодательные инициативы позволят нам эффективно укреплять и выстраивать правовую основу устойчивого развития агропромышленного комплекса и обеспечения нашего населения качественной продукцией. Кроме того, сегодня не имеют поддержки со стороны государства ни наши учхозы, ни наши сельскохозяйственные опытные станции. Нам надо решить этот вопрос, ведь именно там создают новые сорта и породы, технологии и машины, там производятся семена элиты и племенной скот.

В целом убежден, что тот настрой, который сегодня демонстрирует руководство Министерства сельского хозяйства, наши территории, наши селяне, наш депутатский корпус, позволит сделать многое для возрождения нашего села, имиджа отрасли и приумножения достигнутых результатов.

 

Владимир Иванович Кашин,

заместитель Председателя ЦК КПРФ,

Председатель Комитета ГД ФС РФ по аграрным вопросам,

академик РАН

 

(Из выступления на заседании итоговой

Коллегии Минсельхоза России по вопросу «Об итогах реализации

в 2016 году госпрограммы развития сельского хозяйства

и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,

 сырья и продовольствия на 2012–2020 годы»)

 

.