Главная       Дисклуб     Что нового?       Наверх   

 

 

 

 

III Международный конгресс

«Производство, наука, образование России:

новые вызовы» (ПНО-III)

 

26–27 ноября 2016 года в Москве (Новый Арбат, 36/9) прошел III Международный конгресс «Производство, наука, образование России: новые вызовы» (ПНО-III). Организаторами конгресса выступили: Институт нового индустриального развития (ИНИР) им. С.Ю. Витте; Вольное экономическое общество (ВЭО) России; Институт экономики РАН; Фонд Фридриха Эберта; Московский финансово-юридический университет МФЮА; Конгресс работников образования, науки, культуры и техники (КРОН); Общероссийское общественное движение «Образование для всех».

Основными спикерами конгресса были:

·  Сергей Дмитриевич Бодрунов, президент Вольного экономического общества России (ВЭО) России, директор Института нового индустриального развития (ИНИР) им. С.Ю. Витте, главный редактор журнала «Экономическое возрождение России д.э.н., профессор (Санкт-Петербург);

·  Олег Николаевич Смолин, академик Российской академии образования (РАО), первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке ГД ФС РФ, председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех», д.ф.н, профессор (Москва);

· Bиктор Викторович Кондрашин, д.и.н., профессор, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре;

· Руслан Семёнович Гринберг, научный руководитель Института экономики Российской академии наук (РАН), чл.-корр. РАН, главный редактор журнала «Мир перемен», д.э.н., профессор (Москва);

· Александр Владимирович Бузгалин, заслуженный деятель высшего образования РФ, руководитель Центра социоэкономики кафедры политической экономии МГУ им. М.В. Ломоносова, главный редактор журналов «Вопросы политической экономии» и «Альтернативы», сопредседатель Конгресса работников образования, культуры, науки и техники, д.э.н., профессор (Москва).

Конгресс ПНО-III продолжил работу, начатую на Конгрессах ПНО-2014 и ПНО-2015, поставив перед собой задачу: не только представить результаты анализа причин продолжающейся уже не один год стагнации производства, науки и образования в РФ, но и предложить систему рекомендаций по выходу на стратегию опережающего развития этих сфер.

Проблемы российского образования и науки общеизвестны. Научно-образовательное сообщество уже не первый год твердит о том, что образование и наука в нашей стране поражены вирусами коммерциализации, бюрократизации и менеджеризации. Научно-образовательное сообщество, в отличие от руководителей страны, много раз публично говорило об этих и многих других, более частных проблемах образования в нашей стране. При этом не только критикуя, но и предлагая конструктивные альтернативы.

В работе конгресса приняли участие ведущие ученые научно-исследовательских институтов РАН, университетов и других научно-образовательных центров России, депутаты Государственной Думы ФС РФ, представители правительства РФ, руководители предприятий реального сектора экономики, представители гражданского общества России, зарубежные коллеги. Было зарегистрировано более 400 участников конгресса из различных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Большинство их них имеют высшее образование. Среди участников: доктора исторических наук, кандидаты наук, профессора, магистры.

В ходе двух дней конгресса состоялись два пленарных заседания, три пленарные конференции и 24 круглых стола.  

Конгресс имеет в первую очередь научно-техническую направленность, и соответствующий результат – конкретные рекомендации, представленные в ряде Резолюций, основополагающими из которых являются: «О необходимости принятия альтернативной программы сохранения и развития науки в России», «По возрождению системы образования в России», «О дебюрократизации образования и науки и демократизации управления этими сферами».

Основные проблемы, выносимые на обсуждение пленарных и секционных заседаний конгресса:

• Общество и экономика России в XXI веке: какое производство, наука и образование должны стать приоритетом?

• Причины стагнации и потенциал развития высокотехнологичного производства, науки, инженерно-технического творчества, образования и культуры в России.

• Перспективы и проблемы реиндустриализации в России; соотношение задач реиндустриализации и реализации социогуманитарных приоритетов.

• Реиндустриализация: роль рынка и государства. Какая промышленная политика нужна России.

• Роль общества, государства и рынка в решении задач приоритетного развития производства, науки, инженерно-технического творчества, образования.

• Экологические, социальные и гуманитарные аспекты реиндустриализации.

• Возрождение производства, науки и образования: геоэкономические и геополитические вызовы.

Во второй день работы состоялась IV сессия Конгресса работников образования, науки, культуры и техники (КРОН).

Результатом работы конгресса стала система рекомендаций по обновлению законов о промышленной политике, науке и образовании.

Предлагаем вниманию наших читателей проект письма министру образования и науки, который был подготовлен к IV сессии Конгресса работников образования, науки, культуры и техники (КРОН), и некоторые доклады, сделанные на круглых столах.