Главная       Дисклуб     Наверх  

  

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТЭКОНОМИИ

 

В «Экономической и философской газете» опубликованы материалы обсуждения проблем политэкономии на философских форумах, которые вызвали интерес и побудили автора к отклику на некоторые вопросы состояния и развития этой науки в форме философских тезисов на базе диалектико-материалистического мировоззрения с позиции сегодняшнего дня.

 

На одном из философских форумов в 2012 году было высказано мнение, что мировоззрение, хотя о нем много говорят, – это «вещь в себе», неизвестно, что она собой представляет.

Мировоззрение – это совокупность (система) обыденных и теоретических взглядов человека на окружающий его внешний мир и самого себя в конкретной индивидуальной и более широкой социальной обстановке; эта система взглядов укрепляется в убеждениях, нормах и правилах поведения. Главные вопросы мировоззрения: что такое окружающий мир, как он возник и существует, кто такой человек и каково его место в мире, что такое прошлое, настоящее и будущее.

Существует два основных типа теоретически систематизированного мировоззрения: научное и ненаучное, которые наиболее полно представлены в философии (диалектический материализм) и религии; между ними множество эклектических форм миропонимания. Из этих типов мировоззрения и практической жизни формируются индивидуальные мировоззрения людей.

Диалектико-материалистическое мировоззрение разработано на базе достижений всей совокупности естественных и общественных наук и общественно-исторической практики жизнедеятельности общества. Его фундаментальными идеями являются: признание окружающего мира материальным, вечным и бесконечным во времени и пространстве, в движении и изменении. Он состоит из бесконечного множества разнообразных материальных образований, возникающих и исчезающих (планеты, системы планет и прочие объекты). Материальные образования имеют свои форму и содержание, структуру, закономерность существования и развития, обладают определенным пространством и временем бытия, многообразными свойствами и связями с другими объектами.

В «мироздании» не было и нет ни первых, ни последних «кирпичиков», эти конструкционные элементы характерны для возникающих и исчезающих материальных объектов.

На основе взаимосвязей и взаимодействия материальных объектов действуют общие объективные закономерности, оказывающие определяющее воздействие на существование и развитие отдельных форм материального мира. Это объективная диалектика, включающая в себя систему всеобщих законов движения и развития, связей и взаимосвязей, универсальных процессов материального мира.

Система законов движения и развития включает закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Законы связей и взаимосвязей: определяющая роль общего по отношения к отдельному и единичному, причины – к следствию, необходимости – к случайности, содержания – к форме, действительности – по отношения к возможности, сущности – по отношении к явлению, единства – по отношению к многообразию и др. На основе этих законов сложились и протекают всеобщие универсальные, объективно закономерные процессы материального мира: самодвижение, саморазвитие, самоорганизация и самоуправление.

Источником объективной диалектики является изменчивость, текучесть, пульсация материи, переход ее состояний из одного в другое. Это бесконечный, безостановочный, безграничный круговорот материи, представляющий, образно говоря, вечный двигатель всего сущего в объективном мире. Одним из бесчисленных отдельных, относительно самостоятельных материальных образований – объектов мира являются Солнечная система и одна из ее планет – Земля (эта система, особенно Земля, достаточно хорошо изучена естественными науками). Они имеют свое начало, свой процесс развития, свою структуру, закономерности развития, свойства (энергетические, информационные и др.), связи и взаимосвязи между собой и другими материальными образованиями и... неизбежный конец.

Одной из уникальных особенностей планеты Земля является Жизнь – живая материя, в рамках которой в процессе саморазвития, самоорганизации и самоуправления шло восхождение от первородных микроорганизмов к более высоким формам – растительному миру, животному миру и миру человека (человеческой материи, человеческому роду).

Человек по своей телесной организации – часть природы, он унаследовал от своих предшественников не только вещественные элементы, но и многообразные свойства – энергетические, информационные и др.; главное – он самопроизвел и саморазвивает сознание, которое стало орудием его самоорганизации и самоуправления.

Сознание – свойство высокоорганизованной человеческой материи, орган сознания – мозг; сущность сознания – мысленное разумное отражение (познание) действительности, которое предстает для самого человека и других как диалектически развивающееся, обогащающееся и расширяющееся информационное поле личности. Первым шагом человека разумного стало изготовление орудий труда и сам труд, человек осознал себя как субъекта объективного мира, свою способность и возможность изменения мира.

В дальнейшем Человек (человеческий род) своим осмысленным трудом, всеми способами и формами совместной жизнедеятельности осваивал и использовал ресурсы природы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, создал новое материальное образование на планете Земля – Социум (человеческий мир, социальная материя) со своим пространством и временем, структурой, с ее элементами и свойствами, со своими закономерностями саморазвития, самоорганизации и самоуправления, которые суть проявления объективной диалектики. Это человеческое самостроение имеет три основные сферы совместной жизнедеятельности людей: экономическую, социальную и духовно-культурную, которые неразрывно взаимосвязаны и проникают друг в друга при определяющей роли экономической сферы; каждая из них имеет свою структуру и выполняет определенные функции. Земля и ее надстройка – Социум стали своего рода общежитием земных людей.

Социум, подобно своему творцу – Человеку, имеет две стороны: материальную и духовно-идеальную. Материальная сторона включает предметно-вещественную инфраструктуру (орудия труда, производимые предметы потребления, социальные структуры, от семьи и общины до массовых организаций, государства, их взаимодействий и движений); это общее и индивидуальное бытие людей. Идеально-духовная сторона – это общее сознание людей (общественное сознание) как совокупность индивидуальных и групповых взглядов, общественное мнение, теоретико-идеологические формы (наука, философия, религия) и культурологические направления (литература, искусство и др.).

Естественное и общественное бытие людей определяет их индивидуальное и общественное сознание, наполняет его определенным содержанием и побуждает к размышлению и действию. Сознание обладает относительной самостоятельностью, может отрываться от реальности, отставать и опережать ее изменение. Сознание предшествует практическим действиям, его предназначение – приводить практическую жизнь человека в соответствие с изменяющейся действительностью.

Неуемная творческая сила сознания способствовала ускорению развития человека и общества. По сравнению с дочеловеческим периодом развития жизни человечество во много раз быстрее прошло свои стадии развития от первобытнообщинного до современного общества. Неконтролируемое ускорение развития человека и общества породило негативное обратное воздействие на природу и социальные основы их жизни, обнаруживает признаки деградации этих основ и самого человека, его физических сил и интеллектуальных способностей.

Таковы базовые положения диалектико-материалистического мировоззрения, которое является сердцевиной философской системы диалектического материализма. Реализация этого мировоззрения в целенаправленной деятельности человека становится научной методологией познания и практики. Непосредственной мировоззренческо-методологической предпосылкой развития науки является теория познания и философия науки.

Философия науки – это система научных знаний о закономерностях возникновения, развития и функционирования науки как социального явления в жизни общества. Актуальными проблемами философии науки являются: субъект и объект науки, структура научного знания, мировоззрение и знание (эмпирическое и теоретическое), терминологический и понятийный аппарат науки, взаимосвязи и взаимодействие естественных и общественных, технических и физико-математических и других наук, способы и формы получения нового знания, основные направления использования науки в жизнедеятельности общества и др.

Выше было сказано, что человек на Земле сотворил Социум – социальную сферу своего обитания и жизнедеятельности. Одним из элементов Социума является наука. Процесс ее творения и развития таков: ученый (субъект познания), исходя из своих личных и общественных интересов, выбирает объект исследования (события и процессы природы, общества или собственного тела и духа), в рамках объекта или на стыке объектов определяет предмет своего труда и, затрачивая свои духовные и физические силы, добывает из объекта знания, включая и объективные законы, затем выводит эти знания из головы путем выступлений и публикаций в общество, то есть опредмечивает знания, они становятся социальным явлением – элементом общественного бытия и сознания, предметом внимания и использования.

Наука как социальное явление существует и функционирует в двух основных формах: во-первых, в виде совокупности направлений, течений, проблем, представленных в трудах ученых, и, во-вторых, в качестве учебных предметов (учебных дисциплин) для обучаемых, представленных в учебных пособиях. И в том и в другом случае наука – это предмет для осуждения, дискуссий и практического применения в жизнедеятельности общества. Термин «предмет науки» не отражает реальный процесс возникновения и развития науки, необходимо его заменить на «объект науки», из которого ученый-субъект извлекает научные знания и делает их предметом общественного внимания и применения. Эти положения философии науки относятся и к политэкономии.

Известно, что термины «экономика» и «политика» появились в трудах древнегреческих философов (Ксенофонт, Аристотель, Платон), первый термин обозначал домоводство (домохозяйство), второй – государство и его политику. Эти термины и обозначаемые ими социальные явления существовали и развивались раздельно, хотя государство стремилось держать домохозяйства под контролем. Такое положение сохранялось в жизни рабовладельческого и феодального общества вплоть до начала XV века, когда в Западной Европе началось развитие капитализма.

Капиталисты, как новые хозяева и организаторы жизни общества, в своей хозяйственной деятельности, вышли за рамки натурального домохозяйства, создали новые хозяйственные организации: мастерские, мануфактуры, а затем и промышленные предприятия и финансовые структуры и на основе товарно-денежных рыночных отношений и использования своей государственной власти выстроили новое территориальное хозяйственное образование – экономику страны и положили начало экономической политики государства.

Эти качественные изменения в хозяйственной жизни общества отразили буржуазные экономисты XVII–XVIII вв. – А. Монкретьен, У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо и др. в новой системе и взглядов, которую назвали политэкономией. Они сформулировали фундаментальные теоретические положения о способах и формах хозяйственно-экономической деятельности с использованием капитала и рынка: трудовой стоимости, роли денег, ценообразования и прибыли, международной торговли и др.

Подобно первоначальному накоплению капитала, началось накопление и развитие идей политэкономии капитализма.

В середине XIX века начали свою научно-теоретическую и революционно-политическую деятельность К. Маркс и Ф. Энгельс с изучения трудов предшественников – философов, историков, экономистов и пришли к выводу об ущербности их мировоззрения и их учений, одновременно разрабатывая новое мировоззрение.

В предисловии «К критике политической экономии» (1859 г.) Маркс писал: «Первая работа, которую я предпринял для разрешения обуревавших меня сомнений, был критический разбор гегелевской философии права; введение к этой работе появилось в 1844 г. (...) Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, так же как и формы государства, не могут быть поняты не из самих себя, не из так называемого (…) человеческого духа, что наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях» (см. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 13, с. 5–9). Это было открытие материалистического понимания истории как составной части диалектико-материалистического мировоззрения.

С позиций этого нового мировоззрения К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критическому анализу взгляды буржуазных политэкономистов и одновременно продолжили исследование экономики и государства буржуазного общества того времени. Они открыли новое направление в политэкономии – научное, диалектико-материалистическое, названное впоследствии марксистским направлением, которое углубило характеристику политэкономии капитализма в главном труде Маркса «Капитал» и других произведениях. Ф. Энгельс в рецензии на работу Маркса «К критике политической экономии» дал такую оценку: «Политическая экономия есть теоретический анализ современного буржуазного общества (там же, т. 13, с. 489). Марксистское направление, наряду с углублением характеристики политэкономии буржуазного общества, определило фундаментальные идеи неизбежности победы пролетарской революции и политэкономии социалистического общества. Разработка обоих этих направлений, и прежде всего политэкономии социализма, продолжилась в Советском Союзе и социалистических странах XX века.

Итак, изначально, с появлением термина «политэкономия» для обозначения новой системы знаний, новой науки, ее объектом являются реально существующие и функционирующие экономика и политика государства как социальные явления с их взаимосвязями и взаимодействиями. Это понимали буржуазные экономисты, зачинавшие разработку политэкономии, такой подход получил свое отражение в трудах Маркса и Энгельса.

У советских политэкономов почему-то был не принят термин «объект политэкономии» и возобладал термин «предмет и метод политэкономии».

В современной буржуазной России, где господствует криминально-олигархический капитал, нет места советской политэкономии. Некоторые экономисты считают советскую экономическую науку ответственной за крах советского социализма. В этом есть доля правды. Но Советский Союз пал в результате политического переворота, совершенного внутренней контрреволюцией при поддержке внешней реакции, за политическим переворотом последовал переворот в экономике; ее из социалистической обратили в капиталистическую.

Двадцать лет марксисты внутри страны и за ее пределами пытаются осмыслить: как это произошло и почему это случилось. Этот вопрос выходит за рамки политэкономии, хотя и касается ее роли. Необходимо проанализировать состояние и назревшие проблемы самой политэкономии. На первый план выдвигается уточнение мировоззренческих подходов, понятийного аппарата, содержания и структуры системы знаний, ее функций.

Как выше указывалось, Маркс и Энгельс в начале работы по изучению буржуазных экономики и политики, взглядов первых буржуазных политэкономов разработали материалистическое понимание истории и использовали это мировоззрение в экономических и других исследованиях, что получило свое отражение в «Капитале» и других трудах. Но им не удалось осуществить свое намерение изложить идеи политэкономии в специальном произведении. Последователи основоположников марксизма не вполне справились с этой задачей.

Главное, что недостает политэкономии на современном этапе – реализации идей материалистического понимания истории в формировании материалистического понимания самой политэкономии как системы научных знаний, отражающих развитие экономики и политики как социальных явлений в реальной истории общества, а также понимания роли и места политэкономии как социального явления в той же истории общества.

Сущность материалистического понимания истории, как уже указывалось выше, представлена в Предисловии «К критике политической экономии» К. Маркса, и здесь нет необходимости это повторять.

Предлагается несколько системообразующих идей для реализации материалистического понимания истории в самой политэкономии как науке.

Первая идея – отказаться от термина «предмет политэкономии», признать тот факт, что термин «предмет политэкономии» ошибочный, и ввести в научный аппарат термин «объект политэкономии», который изначально представлен в качестве экономики и политики как социальных явлений в их взаимосвязи и развитии. Экономика и политика – первичный слой объекта политэкономии, второй слой объекта – труды экономистов, предшественников для каждого нового поколения исследователей.

Вторая идея материалистического понимания политэкономии – это диалектико-материалистическое исследование ее объекта. Каждое новое поколение экономистов начинает с изучения трудов предшественников. Здесь на первом плане труды Маркса и Энгельса. В изучении первоисточников определяющее значение имеет выявление мировоззрения и теоретических положений авторов в характеристике условий и процессов развития экономики и политики в рамках конкретного состояния общества.

Диалектико-материалистическое понимание экономики и политики предполагает выявление их возникновения и основных этапов развития, их структуры, механизмов и закономерностей их функционирования, их воздействия на социальные отношения и процессы и т.д. с позиции сегодняшнего дня с учетом состояния и запросов общества. Начинать следует с экономики, ибо она возникла раньше политики.

Экономика – это определяющая сфера совместной жизнедеятельности людей по освоению и использованию ресурсов природы, производству жизненно необходимых предметов потребления для сохранения и продолжения своей жизни и воспроизводства человеческого рода.

Экономика начиналась с продовольственно-потребительской деятельности первородно-первобытных людей: собирание урожая даров природы и их потребление. С изготовления орудий труда началась целенаправленная созидательно-производительная деятельность по производству предметов потребления и совершенствованию орудий труда. Это первый шаг трудовой хозяйственной деятельности в рамках домохозяйств семьи, рода, общины с использованием природных возможностей в областях земледелия-растениеводства и животноводства. На этом этапе закрепилось естественное разделение труда между полами, родителями и детьми, между поколениями и началось разделение трудовой созидательной деятельности между социальными общностями людей и внутри них. «Разделение труда становится действительным разделением лишь с того момента, когда появляется разделение материального и духовного труда» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 3, с. 30).

В последующей хозяйственной деятельности людей продолжались процессы разделения и кооперирования труда, специализации производителей и их хозяйств, формировались отрасли производства и их территориальное размещение, их взаимосвязи, вплоть до общего хозяйства страны – ее экономики.

Современная развитая экономика включает производство предметов потребления, их распределение, индивидуальное и общественное потребление. Каждый из этих компонентов имеет свою структуру и механизмы развития, самоорганизации и самоуправления.

Производство является первородным компонентом и основой экономики во все времена и у всех народов. Производство изначально и сейчас представляет собой процесс совместной созидательной жизнедеятельности людей по переработке вещества и освоению ресурсов природы для изготовления предметов потребления и удовлетворения своих потребностей выживания и воспроизводства рода.

На начальном этапе развития производство ограничивалось созданием материальных предметов потребления: пищи, орудий труда, жилища. В дальнейшем, на уровне общинно-родового уклада жизни, началось социально-обусловленное разделение труда, и первым шагом в этом направлении, как указывалось выше, было отделение умственного труда от физического. Это объективно обусловлено природой самого человека: он имеет физическое тело и сознание (духовность), в своей жизнедеятельности затрачивает физические и духовные силы, которые требуют своего воспроизводства.

В силу этого на базе разделения человеческого труда на умственный и физический разделилось и общественное производство на два вида: материальное и духовное производство, производство материальных и производство духовных предметов потребления. Эти два вида общественного производства тесно взаимосвязаны, пронизывают друг друга, ибо у них общий производитель – творец, созидатель и потребитель – Человек (человеческий род, человечество).

Основными внутренними компонентами общественного производства являются производительные силы и производственные отношения, взаимодействие между ними выступает как движущая сила развития производства.

Основной производительной силой был и остается человек-производитель, создающий материальные и духовные блага с использованием соответствующих орудий труда, которые развивались и превратились в мощную современную индустриально-технологическую производительную силу.

Человек-производитель на начальном этапе развития производства был единственным элементом производственных отношений, которые включали взаимоотношения между производителями, их отношение к орудиям труда, к природе и предметам потребления. В современном общественном производстве участниками производственных отношений, кроме непосредственных производителей, являются разработчики техники и технологий, управляющие разных уровней, собственники средств производства, финансисты и др., а также их организации. Основная линия противоборства за получение материальных и духовных благ проходит между собственниками средств производства и наемными работниками.

Рост человеконаселения вызывал соответствующий спрос на предметы материального и духовного потребления и требовал дальнейшего развития общественного производства, повышения его эффективности и расширения спектра производимой продукции. В развитии производительных сил существенно возрос технико-технологический элемент, появилось множество специализированных отраслей производства; в производственных отношениях появились такие элементы, как распределение, ценообразование и прибыль, собственность, и вместе с ними – обострение противоречий, кризисы, безработица и т.д.

В материальном производстве выделились и активизировались такие отрасли и комплексы, как производство предметов потребления непосредственно для людей (продукты, одежда и обувь, предметы домашнего обихода и др.), машиностроение, в том числе производство средств производства для промышленности и сельского хозяйства; энергетика; средства транспорта и связи; строительство; вооружение; производство предметов потребления для народного образования и здравоохранения, для науки и культуры; производство робототехники и умных машин, производство денег и ценных бумаг и т.д. Сейчас появляется комплекс утилизации производственных и бытовых отходов, расширяется комплекс услуг, в том числе государственных.

Одновременно и параллельно такими же темпами развивается производство предметов духовного потребления, которые наполняют духовную сферу жизни общества (общественное сознание и информационное поле общества). Особенность предметов духовного потребления по сравнению с физическими предметами состоит в том, что они не исчезают в процессе потребления, а сохраняются как духовные ценности в веках.

В информационном поле общества выделяются такие производственно-потребительские комплексы предметов духовного потребления: обыденное сознание (социальная психология, общественное мнение); системы научных знаний (естественных, технологических, общественных и др.); идеологические системы (политические, правовые, моральные, эстетические, религиозные, мифологические и др.); литература; искусство (изобразительное, музыкально-песенное, театральное и т.д.).

Материальное производство и производство духовное тесно взаимосвязаны и взаимодействуют. Определяющей стороной является материальное производство: оно предоставляет средства для продолжения жизни и созидательной деятельности, содержит многообразную информацию для работы мозга (познания), а также создает специальную технику (музыкальные инструменты, сценическое оборудование и пр.), многообразные материалы (дерево, металл, камень, краски и пр.) для опредмечивания духовных ценностей, чтобы они стали реально воспринимаемыми. Театры, концертные залы, ансамбли по техническому оснащению приближаются к промышленным предприятиям, а книгопечатание и кинопроизводство выглядят как отрасли промышленного производства. Особое место занимают средства массовой информации (радио, телевидение, Интернет): они приобретают первичную информацию, перерабатывают ее в соответствии с социальным заказом и собственными интересами и вбрасывают в информационное поле общества. Интернет в политике американских и западноевропейских агрессивных сил превратился в орудие информационно-сетевых войн против независимых государств; яркий пример тому – современная Украина. Такие войны, подобно традиционным войнам, имеют свои экономические характеристики.

Духовное производство оказывает обратное активное и возрастающее воздействие на материальное производство новыми научными разработками повышения качества и эффективности средств производства и, соответственно, предметов потребления.

В производственных отношениях, на базе роста массы, количества и качества предметов материального и духовного потребления, в механизмах учета, хранения и распределения, ценообразования и прибыли появилось такое социальное явление, как собственность, которая конкретизируется в терминах «имущество», «богатство», «роскошь» и т.д.

Собственность, в ее первородном, реально-натуральном виде – это совокупность предметов материального и духовного потребления, которые созданы трудом производителя, им же присвоены и по его же решению использованы для потребления (сохранения, обмена и т.д.). В совокупности предметов потребления представлены две группы: предметы потребления для тела и души, продолжения жизни и рода и предметы для продолжения процесса производства – орудия труда, опыт и знания их изготовления и использования. Это первый уровень возникновения собственности – трудовая собственность производителей в формах индивидуальной, семейной, общинной, в последующем и общественной собственности народа.

Второй уровень собственности появился на базе властного управления людьми в рамках производства и особенно за его пределами – в социальных отношениях и процессах. Конечно, здесь имеет место управленческий труд, но оплата его осуществляется не всегда по результату труда, тем более что эту оплату назначают сами управляющие и правители государственных образований с применением насилия и отчуждением собственности производителей. Это собственность господствующих над народом кланов, групп, классов, которая в вещественной форме включает не только предметы потребления, средства труда (средства производства), но и землю с ее ресурсами, а также и самих людей в качестве рабов и крепостных крестьян, как это было в рабовладельческом и феодальном обществах. Именно эта собственность господствующих классов была названа частной, священной и неприкосновенной на вечные времена.

С развитием капитализма общей и универсальной формой собственности стал капитал, который на рынке, этом прирожденном и любимом игрище буржуазии, в денежных единицах оценивает вещи и людей.

В настоящее время в обществе представлены три социальных типа собственности: частная, общественная и государственная. Рядом и между ними существуют индивидуальная, групповая, кооперативная, акционерная и др. формы собственности, которые включают в себя элементы основных типов собственности. Но именно частная собственность как неправедно нажитое богатство вышла за пределы производства, разделила общество на богатых и бедных, вызвала непримиримую борьбу между ними.

Как уже указывалось, в процессе производства зародились способы и формы социально-экономического распределения и потребления как относительно самостоятельные компоненты экономики.

Распределение предметов потребления изначально осуществлялось в рамках семьи и рода с учетом пола и возраста, а в общине дополнялось путем простого обмена предмета на предмет; с появлением денег обмен стал рыночным. В развитой экономике классового общества в распределении предметов потребления на первый план выдвинулись рыночные и государственные способы и формы распределения.

Потребление пищи, приобретение и использование жилья носят индивидуальный характер, но могут осуществляться и в рамках семьи и группы людей. В развитых капиталистических странах в определенный момент потребление достигло высокого уровня, вышло за общепринятые естественно необходимые нормы и заявило о себе как обществе потребления.

В те же самые времена советское общество было ориентировано на нормальный, здравый уровень потребления и нацелено на формирование общества высокой культуры, образования и научных знаний.

Распределение и потребление в развитых экономиках имеет свою инфраструктуру (склады, хранилища, торговые точки, рынки и т.д.) и выступают как относительно самостоятельные сегменты экономики.

Управление экономическими процессами представляет собой самоорганизацию и самоуправление хозяйственной деятельностью в рамках домохозяйств и других хозяйственных организаций (кустарные, мануфактурные, промышленные предприятия и их многообразные объединения (компании и пр.)).

Таковы характерные черты развития и функционирования экономики, рассматриваемой отдельно от государственной власти. В процессе развития экономики в ней выделились и самоопределились как относительно самостоятельные ее элементы экономика производства материальных и экономика производства духовных предметов потребления со своими отраслями, а также экономика распределения и экономика потребления.

Но с появлением государства правящие классы поставили экономику под свой контроль, выработали и развивали соответствующую экономическую политику по управлению экономикой.

Рассмотрим вторую часть объекта политэкономии – государство и его политику во взаимосвязи с экономикой.

Государство как социальное явление изначально возникло и существует как властная политическая организация экономически господствующих в обществе сил (классы, кланы, группы), которая в приоритетном плане выражает волю этих сил (в идеологии, законах и т.д.), защищает и обслуживает их интересы. В функциональном плане любое государство со своей структурой законодательных и исполнительных органов выступает как командно-административная система реализации своих полномочий по отношению к своим подданным с применением средств принуждения и насилия.

Нередко государство отождествляют со страной. Страна – это геосоциальное пространство Земли, определенная территория, на которой исторически проживает человеконаселение, которое освоило и использует ресурсы природы в своей жизнедеятельности, выработало свой хозяйственный уклад, обычаи и традиции и передает их от поколения к поколению. Государство приватизировало эту территорию вместе с людьми, отгородило границами от других государств. Страна по сравнению с государством – более устойчивое материальное образование: в истории страны появлялись и исчезали различные типы государств. Например, в России только в XX веке сменяли друг друга четыре типа государства: самодержавие – буржуазно-демократическое (февраль 1917 г.), социалистическое (ноябрь 1917 г.) – криминально-олигархическое, ныне существующее государство. Каждое государство возникало как организация господствующего класса и защищало его интересы.

Рабовладельческие и феодальные государства восприняли и закрепили сложившиеся формы домохозяйства (поместья, имения и пр.), а также их работников за господствующими классами (рабовладельцами и феодалами) как наследуемую частную собственность. Экономика представляла собой натуральное хозяйство из обособленных многообразных домохозяйств.

Многозначный качественный поворот в развитии экономики и всего общества совершила в Западной Европе в начале XVI века буржуазия: она создала свои государства, которые ускорили падение феодализма и духовной диктатуры католицизма. Буржуазия разработала новое направление государственной политики – экономическую политику, которая стала идеологическим и практическим средством государственного управления экономикой. Буржуазная экономика в конце XIX века утвердилась в большинстве стран мира.

В начале ХХ века с победной Великой Октябрьской социалистической революции в России возникло Советское социалистическое государство, которое планомерно и целенаправленно создало социалистическую экономику в интересах народа. В конце того же века контрреволюционный переворот в той же стране, в России, перевернул экономику на капиталистический путь развития.

Итак, с возникновением государства экономика была поставлена под контроль и управление государства – его экономической политики. Эта область государственной политики выдвинулась на первый план, в ней появлялось всё больше направлений – от организационно-технических до финансово-распределительных и потребительских. Государство делает с экономикой всё, что считает необходимым в каждый данный момент: меняет формы собственности на средства производства, развивает районы, территории и отрасли производства в них, устанавливает налоги, зарплаты, пенсии, потребительские корзины и т.д.

Такова вторая часть объекта политэкономии – государство и его экономическая политика, которая возвысилась над экономикой, стала ее руководителем и распорядителем, создала политэкономический комплекс общества, являющийся основой всей его жизни. Политэкономический комплекс включает в себя производство, распределение и потребление материальных и духовных благ под контролем государства. Социальная природа этого комплекса определяется типом государства, в конечном счете – правящими классами в политике и экономике общества. Особой частью объекта политэкономии является сам процесс развития данной науки с ее начала и в настоящее время.

Обобщая представленный анализ объекта политэкономии как науки, можно сделать следующие выводы:

1. Объектом исследования политэкономии как науки изначально является экономика и политика в их взаимосвязи и развитии, на современном этапе – политэкономический комплекс общества со всем многообразием его структур и проблем, а также история развития самой политэкономии;

2. В соответствии с объектом определение политэкономии как науки можно сформулировать так: это система научных знаний о закономерностях возникновения, развития и функционирования экономики и политики в их взаимодействии и взаимопроникновении, формировании современного политэкономического комплекса, определяющего все стороны жизни современного общества.

Третья идея материалистического понимания политэкономии как науки – это приведение ее теоретического содержания и структуры в соответствие с объектом: в ней могут быть представлены общая теория и относительно самостоятельные разделы (теории).

Общая теория политэкономии может быть выражена в следующих разделах: история возникновения и развития политики и экономики (политэкономического комплекса) и системы знаний о них; политика организации и управления общественным производством, политика организации и управления процессом общественного распределения предметов потребления; политика организации и управления общественным потреблением.

Общая теория политэкономии может быть конкретизирована и углублена по общественно-экономическим формациям: политэкономия рабовладельческого и феодального общества, политэкономия капиталистического и социалистического общества. С учетом меняющейся социальной действительности могут разрабатываться проблемы политэкономии переходного периода, проблемы региональной и глобальной политэкономии.

Возможны и такие направления развития политэкономии: теория политэкономического комплекса и его роль и место в социальных отношениях и процессах; теория экономической политики и ее роль в национальных, региональных и глобальных управленческих структурах, политология экономики, социология, социальная статистика и т.д. в развитии политэкономического комплекса.

В учебном процессе политэкономия предстает как учебная дисциплина, и первая ее тема (раздел) должна называться «Политэкономия как наука», ее основными идеями должны быть: объект политэкономии, субъекты разработки политэкономии и их методология, определение политэкономии, структура системы знаний, функции политэкономии и ее связи с другими науками.

И четвертая идея материалистического понимания и содержания политэкономии – она должна самоопределиться со своим статусом: во-первых, в соотношении с экономическими теориями, и, во-вторых, по отношению к общественным наукам. По первому направлению: политэкономия должна быть методологически убедительной, включать подходы к решению частных проблем экономики и экономической политики. По второму направлению: политэкономия должнf быть примером диалектико-материалистического понимания социальной действительности и отражения ее событий и процессов в соответствующих системах научных знаний. Особенно это относится к исторической науке, ибо здесь особенно много субъективизма.

Историческая наука живыми нитями связана с реальной историей – историческим процессом возникновения и развития человеческого рода на Земле, его жизнедеятельностью. Объектом научного исследования этой науки является этот процесс, его фундаментальные компоненты: формирование уклада хозяйственной жизни (экономика), становление и развитие социальной сферы (социальные отношения, социальные структуры народонаселения и органы управления), формирование и развитие духовной сферы и культуры.

Эти компоненты объекта научного исследования являются основополагающими как для общей истории, так и истории отдельных стран и народов с учетом особенностей их развития. Важным компонентом истории отдельных стран и народов являются взаимоотношения с другими странами и народами, защита своей жизни и независимости.

Субъектом всех исторических процессов является народ и его выдающиеся деятели, которые внесли существенный вклад в созидательную деятельность народа. Периодизацию истории следует выстраивать не по временам правления властителей, а по качественным изменениям в сферах экономики, социальных отношений и культуры – по этапам развития цивилизации.

Историческая наука должна быть системой объективно истинных знаний о закономерностях саморазвития, самоорганизации и самоуправления человеческого общества, его социальных структур и отношений в реальном историческом процессе своей жизнедеятельности. В исследовании своих объектов, решении творческих задач историческая наука может плодотворно взаимодействовать с политэкономией.

Всё сказанное относится и к истории России, проблемы которой сейчас, на переломном этапе ее существования, выдвинулись на первый план.

 

Заключение

Политэкономия, особенно ее марксистское направление, – сравнительно молодая наука. Ее предназначение – объективное, правдивое отражение жизнедеятельности людей по производству и распределению предметов материального и духовного потребления для сохранения и воспроизводства жизни человеческого рода.

Современная политэкономия – это система научных знаний о закономерностях возникновения, развития и функционирования политэкономического комплекса как фундаментальной основы повседневной жизнедеятельности общества. В современном обществе существует два социальных типа политэкономического комплекса общества: капиталистический и социалистический, формируются региональные и глобальный подобные комплексы.

Объектом научного познания для экономистов являются эти политэкономические комплексы, в них каждый исследователь найдет свой предмет труда. Предпосылкой достижения позитивных результатов является диалектико-материалистическое мировоззрение, и в первую очередь материалистическое понимание политэкономии и истории общества.

В современной России действует множество прорежимных аналитических центров, фондов и пр. в области экономики и политики. Прогрессивно мыслящим экономистам, политикам, социологам и другим ученым необходимо создать свою организацию – Академию политэкономии и экономической политики, в рамках которой могли бы разрабатываться и обсуждаться теоретические труды и результаты оперативного научного анализа событий и процессов в современной экономике и экономической политике и их последствий.

 

Василий Владимирович ПУСТОШКИН,

доктор философских наук,

профессор,

ветеран Великой Отечественной войны