Главная       Дисклуб     Наверх  

 

«Царство, разделившееся в самом себе, не устоит»

 Заметки с Рождественских чтений Центрального викариатства г. Москвы

 

Пятые Рождественские образовательные чтения Центрального викариатства прошли 9 ноября с.г. в Актовом зале Государственного университета по землеустройству. Университет (изначально он назывался Межевым институтом) является одним из старейших вузов столицы (240 лет). Открытию Чтений предшествовало совершение Литургии в домовом храме в честь свв. равноапостольных Константина и Елены (ее совершал митрополит Истринский Арсений, он же и председательствовал на Чтениях). Кстати, свв. Константин и Елена – небесные покровители землеустроителей. После приветственных слов митрополита Арсения и ректора университета С.Н. Волкова начались доклады.

Первым выступил прот. Владимир Вигилянский, настоятель храма св. мученицы Татианы при МГУ. Доклад был посвящен столетию Русской революции. Главная оценка революции, по словам, о. Владимира, содержится в Евангельском чтении, которое звучало за Литургией: «Царство, разделившееся в самом себе, не устоит». В революционных событиях, проходивших в обстановке войны, видна четкая сознательная и организованная линия на столкновение. В начале ХХ века революционерами были убиты 17 тысяч чиновников, полицейских, военных и т.д. Особенно много погибло в 1907 году – в день число погибших доходило до 20 человек. По стране прокатились бурсацкие бунты. В семинариях пели Марсельезу, имели место покушения на начальствующих, в том числе со смертельным исходом. Неспокойно было и в монастырях (Глинская и Оптина пустыни, Афон, Соловки). Демарш 32 петербургских священников у Ленина вызвал похвалу. Приход на смену самодержавия новой власти вызвал поголовное признание со стороны архиереев...

«Есть ли опасность повторения революционных потрясений?» – задался вопросом выступавший. В начале прошлого века никто не предполагал, что будут иметь место такие разрушительные последствия. Судя по кампании в СМИ и успехам либералов на выборах в Центральном округе, повтор потенциально возможен. А то, что ожидает Церковь, красноречиво иллюстрирует приведенное высказывание Д. Быкова и С. Белковского. Докладчик призвал прислушаться к колокольному звону, «который мы еще слышим», и не прекраснодушничать. Отзвуком того, что было до революции, была быстрая эвакуация из храма св. Татианы после звонка о террористической угрозе.

Ярким было выступление заместителя редактора телеканала «Царьград» М. Смолина. В феврале 1917 года произошел дворцовый и военный переворот, а в октябре – настоящая революция. Февральский переворот готовили (и очень долго) «профессора», а совершили чиновники, члены династии, генералы, финансисты. Почему революция произошла в России? Потому что здесь великие святыни и «высота взлета волны», сменившаяся на глубокое падение. Россия не была слабым звеном, в ней особенно была заметна высота духа. Докладчик перечислил ошибки коммунистов, в частности: непонимание России как особой цивилизации, оторванность от ее почвы, акцент на материальном, воинствующий атеизм,  разжигание классовой войны и сепаратистских настроений из-за введения федеративного устройства. Коммунистическая доктрина чужеродна всей русской истории, она является одной из западных идеологий... Выступавший призвал духовенство занять более активную позицию в общественной жизни. Закончил он такими словами: «Необходима христианизация всех сфер жизни нашего народа».

Профессор А. Дворкин посвятил свой доклад неоязычеству и национализму. С тревогой он говорил о распространении язычества среди военных, казачества и молодежи. Разоблачал мифы о светлом языческом дохристианском периоде на Руси. «Не было тогда единого русского народа. Воевали друг с другом. У каждого племени был свой пантеон. Чье язычество возрождать – древлян или полян?» Единственной традиционной религией в России, по словам Александра Леонидовича, является Православие. Благодаря ему мы стали иметь единое государство – империю, расцвет литературы и культуры, сам русский язык. О древнем славянском единстве почти ничего неизвестно. Обвинения в том, что в процессе христианизации было уничтожено 9 млн язычников, абсолютно беспочвенны.

Интересным был доклад главного научного сотрудника Института российской истории РАН В. Лаврова «Семья в царской России в конце XIX – начале XX века». В качестве примеров идеальных семей были приведены семьи последних российских императоров Александра III и Николая II. Расправа над семьей Николая II, по словам выступавшего, произошла потому, что они были символом тысячелетней России. Врагам России и Православия необходимо было перейти рубикон. Этот император самый оболганный и очерненный в нашей истории. При нем Россия бурно развивалась.

По окончании Чтений университетский камерный хор «Согласие» дал концерт. Была еще прекрасная трапеза. Участники Чтений единодушно отмечали высокий уровень мероприятия. Мы имели возможность наблюдать пример настоящего соработничества Церкви и общества в лице такого солидного вуза, как Государственный университет по землеустройству.

Игумен Кирилл (Сахаров)